Инновационные педагогические технологии
Повышение качества подготовки специалистов инженерного направления, в настоящее время, является одним из приоритетных направлений реформ системы образования. То есть, главной особенностью применения инновационных педагогических технологий во время обучения является их реализация в рамках комплексного подхода направленного на формирование профессиональных компетенций.
Современные условия реальности, состояние экономики в наши дни чётко и безоговорочно выставляют требования использования достижений педагогической практики в ходе подготовки специалистов технической, аграрной сферы с целью развития их способностей, креативности, умения самостоятельно и логически решать задачи с высокими показателями собственно уровня интеллекта.
Изучая практику применения определенных инновационных педагогических технологий на практических занятиях мы выделяем в особое положение такие методики как «Жужжащие группы», «Баскет-метод».
Безусловно названные методики применяются в практике преподавания в технических ВУЗах не первый год. Условия работы позволяют использовать как традиционные методики (лекция, семинар, коллоквиум) по определенным дисциплинам и темам, так и инновационные, интерактивные методы.
Методика «Жужжащие группы» заключается в следующем: группу нужно не просто поделить на подгруппы, а предложить каждой из них поработать отдаленно (например, в отдельном рабочем пространстве), чтобы все участвующие в обсуждении смогли, не мешая друг другу, разобрать ситуацию, если надо найти верное решение, о котором затем следует доложить публично. В последнее время технику «жужжащих» групп используют, в несколько ином виде.
Группе предлагается задание, связанное с изучаемой темой.
После представления задания группу рекомендуем разделить на малые подгруппы (к примеру, по 3 — 5 человек). В течение 5-10 мин такие подгруппы обсуждают поставленный вопрос, который был поставлен перед ними, стараясь выработать коллективное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каждой группы — презентатор — докладывает всем о принятом командой решении или о сформулированном ответе. Таким образом, достигается цель использования названной технологии — подвести участников не только к высказыванию своих мнений, своей позиции, но и к активному участию в дискуссии.
Если еще не все участники коллектива чувствуют себя достаточно уверенно, особенно выступая публично, то именно такое участие студентов в процессе обсуждения особенно продуктивно (с точки зрения развития некоторых личностных характеристик).
Учитывая особенности контингента студентов нашего Центра дополнительного образования УНИТЕХ в зависимости от учебной или развивающей цели можно подобрать состав групп по разным признакам.
Например, А. в зависимости от возраста: «жужжащие» группы на наших занятиях, как правило, распределяются по возрасту (хотя иногда молодые люди с удовольствием присоединяются к взрослым группам); Б. в зависимости от позиции лидер-подчиненный (здесь учитываем опыт ранее проведенных занятий и, собственно, выводы преподавателя).
Рекомендация для преподавателя: понаблюдайте, какие из участвующих групп обсуждение идёт активнее и продуктивнее,
т.е. выдают эффективный совместный результат. Умеют ли участники договариваться, избегают ли конфликта
мнений или, напротив, вступают в конфронтацию, в спор, либо совсем перестают взаимодействовать? После
применения такой технологии становится понятным название «Жужжащие группы» — участники процесса
производят впечатление огромной стаи жужжащих насекомых.
На наших занятиях не менее эффективно мы используем методику «Информационный лабиринт (баскетметод)».
В практике педагогов с недавних пор выделяют также метод «информационного лабиринта». В нашем случае «информационный лабиринт» представляет собой лабиринт определенных действий, решений. Эта технология требует от преподавателя серьезной предварительной подготовки перед занятием. Студентам предлагается изучить определенную ситуацию и в различных пунктах выбрать одно из множества альтернативных действий, другими словами, пройти своеобразный лабиринт.
Безусловно здесь присутствует некий элемент моделирования того или иного выхода из ситуации (задачи), который позволяет результативно двигаться к искомой цели.
Методика проведения практического занятия с использованием такой технологии заключается в следующем: студентам выдаются задания, в которых представлены различные схемы и вопросы, которые касаются их технической сферы. Задача студента — принять верное решение согласно фактам данной конкретной ситуации, причем, обычно решение надо выбрать из нескольких вариантов. Каждый верный ответ ведет обучаемого к следующей ситуации, задаче и так далее, пока не будет достигнут конечный результат. Смысл в том, что каждый обучаемый идет своим собственным путем, цель которого — пройти через лабиринт решений к окончательному верному результату, сделав как можно меньшее количество действий. Обучаемый, который хорошо уяснил принципы отбора ситуаций, сможет быстро выбрать правильные ответы на практические вопросы. Цель технологии информационного лабиринта заключается в том, чтобы научиться выбирать верные методы, решения учась на своих ошибках.
Рекомендация преподавателю: после выполнения задания необходимо вместе со студентами обсудить причины выбора тех или иных решений.
Интерактивность этой технологии осуществляется во второй части процесса: студенту необходимо публично озвучить, и обсудить результаты, когда решения уже приняты. Практика показывает, что подобная технология будет продуктивной, если она будет отражать содержание обучения, например: если изучается процесс принятия решений или технология «древо решений».
Несомненно, что опыт применения инновационных педагогических технологий постоянно расширяется, обогащается и внедрение новшеств позволяет активно и результативно готовить специалистов техников с широким кругозором, умениями стратегические верно использовать личные ресурсы, способности, логику в плане решения конкретных задач развития экономики, техники, конструкторских изобретений.